Как выбрать микрофон

13 декабря 2021

как выбрать микрофон


Микрофон усиливает не только голос, но и посторонние шумы. По этой причине разные микрофоны имеют свою специализацию. Например, для домашнего караоке нужны параметры улучшения звука голоса, а для студийной записи — особый диапазон частот.

В этой статье вы узнаете, какие микрофоны бывают по назначению, виду и типу и какие характеристики понадобятся для конкретной ситуации.

Назначение: от измерительных до караоке

Микрофон для записи

В повседневной жизни микрофоны повсюду: в смартфоне, домофоне, уличных и подъездных фонарях. Еще один тип такого оборудования служит для усиления голоса на концерте, конференции или при общении по интернету.

Измерительные микрофоны применяются для настройки музыкальной техники в помещении. Это устройство измеряет показатели общего уровня шума, производит акустический анализ помещения, определяет качество звукоизоляции и другие параметры. Его особенности: рабочий диапазон от 30 до 18 000 Гц, стабильная частота и узконаправленное действие.

Концертные мощные и узконаправленные устройства. Они передают тонкие нюансы звука. Бывают проводные и радиомикрофоны. Вторые дают больше свободы действий, но теряют в качестве при низком заряде аккумуляторов.

Студийные обладают определенным частотным диапазоном и высокой чувствительностью. Бывают вокальные и инструментальные. Для вокала нужна частота 60-1300 Гц, для контрабаса — меньше 40 Гц, а для духовых — больше 16 000 Гц.

Компьютерные электроакустические приборы бывают настольные, петличные и гарнитуры (в комплекте с наушниками). Подключаются через USB-кабель или джек-разъем к компьютеру. Недорогие из-за слабых характеристик и удобные в использовании модели для общения через интернет.

Для видеокамеры в помещении или на улице используется однонаправленный прибор, а для записи всех окружающих звуков — стерео-микрофон. Питаются от камеры или от аккумуляторов. Наличие крепления на камере «подскажет», какой вид звукозаписывающего устройства к ней можно прикрепить.

Для караоке предназначены автономные модели с усилителем звука, колонками и панелью управления. Для любителей подойдет модель попроще. Для диктофона может быть любой по виду прибор с подходящим подключением и направленностью в зависимости от поставленной задачи.

Выбор микрофона для конференций зависит от площади помещения и количества участников. Для общения на 6 человек подойдет настольная радио-модель, а для большого помещения понадобятся либо индивидуальные приборы для каждого спикера, либо потолочное специальное устройство. Стерео-микрофоны оснащены двумя отдельными каналами для записи звуков окружающей среды, интервью и «живой» музыки.

Важно знать: микрофон, рассчитанный на одного человека, не подойдет для группы на конференции.

Типы: конденсаторный vs динамический

Микрофон принимает звуковой сигнал и преобразует его в электрический. Форма повторяемого сигнала и дает окраску входному звуку. По типу микрофоны бывают конденсаторными и динамическими.

Конденсаторный микрофон — это устройство для профи. За счет колебания эластичной полимерной обкладки обеспечивается высокое качество звука. Из-за большой чувствительности к окружающим звукам, влаге и механическому воздействию использование этого усилителя возможно только в специально оборудованном «вакуумном» помещении. Восприимчив к высоким частотам, поэтому такие микрофоны используют ведущие в теле- и радиопередачах и в студиях звукозаписи.

Конденсаторный микрофон требует фантомного питания от усилителя или микшера. Некоторые модели оснащены предусилителем с фантомным питанием (USB-микрофон) и подключаются к компьютеру. В беспроводных моделях его обеспечивает аккумулятор.

Электретный — бюджетная разновидность конденсаторных приборов. Он проще, имеет более толстую электретную мембрану и меньшую площадь, поэтому качество звука с ним ниже. Встроенный усилитель нуждается в питании от 1 до 9 В. Электретный тип используется для общения через интернет, а для профдеятельности больше подойдет конденсаторный или динамический тип.

Важно знать: электретная модель имеет те же 3 контакта на разъеме, что и стерео-микрофон, но работать от линейного стерео-входа она не будет.

Динамический микрофон менее чувствителен к посторонним звукам, из-за чего эта модель успешно используется на закрытой и уличной сценах. Отлично подходит для приема громкого голоса или звука барабана. Корпус для динамического микрофона устойчив к механическим ударам и воздействию влаги.

Ленточный тип микрофона создает эффект «бархатного» голоса. Разновидность динамического типа, в котором используется тоненькая гофрированная алюминиевая ленточка. Имеет двустороннюю направленность. Чаще используются в студии звукозаписи. Электрогитара с этой моделью звучит «мягче».


Интересно знать: первый микрофонов изобрел американец Эмиль Берлинер в 1877 году.

Направленность: от круговой до восьмиобразной

Направленность — характеристика, которая показывает восприимчивость микрофона к звуку под определенным углом, или направлением. От нее зависит восприятие шума, выбор расстояния и поворот устройства относительно источника звука. Направленность определяется конструкцией капсулы, которая показана в виде круговой диаграммы с зоной покрытия.

Круговая означает, что устройство одинаково воспринимает звуки с разных сторон. Его основная особенность — отсутствие звука дыхания. Широкий диапазон низких частот идеально подходит для работы с низкочастотными контрабасом, бас-гитарой. Всенаправленный прибор показывает хорошие результаты при использовании на свадьбах, праздниках и собраниях.

Кардиоидный (однонаправленный) — не чувствителен к звуку сзади и сбоку, что делает его незаменимым на концертах. Подходит для вокала, усиления музыкальных инструментов и общения через интернет.

У суперкардиоидных микрофонов восприятие звука спереди уже, чем у кардиоидных. Частично воспринимает звук сзади. Узконаправленный микрофон хорошо работает на большом расстоянии. Используется для интервью и вокала.


Круговая направленность Кардиоидная направленность Суперкардиоидная
Направленность

Гиперкардиоидные микрофоны обладают максимальной шумоизоляцией. Воспринимает звук сзади больше, чем суперкардиоидный микрофон. Предназначен для выступления на сцене или в репортажах.

Полукардиоидное устройство работает на поверхности стола и применяется преподавателями на лекциях, совещаниях и конференциях.

Микрофоны с односторонней направленностью имеют эффект приближения: искажается звук на низких частотах при приближении к его источнику. Чтобы решить проблему, нужно отрегулировать показатели на усилителе или удалить источник звука от микрофона. Существуют также специальные устройства с урезанием низких частот.

Восьмиобразная направленность улавливает звуки спереди и сзади, боковые шумы не воспринимает. Двунаправленные микрофоны используют для интервью в студии, для записи дуэтов и при видеозаписи с голосом за кадром.


Гиперкардиоидная Направленность Восьмиобразная Направленность

Существуют модели с переключением направленности. Их используют в студии звукозаписи.

Важно знать: супер- и гиперкардиоидные микрофоны усиливают звук снизу, со стороны рукоятки.

Характеристики

Основные характеристики при выборе микрофона — это чувствительность, частотный диапазон и тип подключения.

Чувствительность

Микрофон

Этот параметр указывает на способность передавать удаленные и максимально тихие сигналы. Измеряется в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Чем меньше этот показатель, тем выше чувствительность, а значит, лучше будет слышно дыхание и постороннее шуршание.

Средняя чувствительность измеряется в диапазоне от 8 до 40 мВ/Па. На улице лучше использовать модель с низкой восприимчивостью к шуму.

Здесь нужно учесть показатель «сигнал/шум». Измеряется в отрицательных показателях децибелов (дБ). Чем ближе к источнику звука, тем выше должно быть число. Аппаратура с показателем −60 дБ более чувствительна, чем при −80 дБ.

Типы подключения и интерфейсы

По типу подключения микрофоны бывают:

  • проводные — микрофоны, оснащенные разъемами jack, XLR, USB. Любительские модели имеют вход с мини-джеком, профессиональные — jack 6.3 мм либо XLR. USB-разъем используется в микрофонах с установленной звуковой картой. «Яблочные» гаджеты подключаются через разъем Apple Lightning.
  • беспроводные микрофоны незаменимы в условиях, когда нет возможности использовать кабель, или для эстетики. Питаются от аккумуляторов.

Существуют «идеальные микрофоны» с универсальным подключением: USB/mini-jack или USB/XLR плюс питание от батарейки.

Частота и сопротивление

Частотный диапазон звукоусиливающего устройства варьируется от 20 до 20 000 герц (Гц). Нижний показатель улавливает низкочастотные звуки. Для контрабаса и бас-гитары нужно 20 Гц, а высокочастотным тарелкам и трубе — не ниже 16 000 Гц. Человеческий голос имеет пределы от 80 до 1400 Гц.

Если какое-то из устройств уже в наличии, подбирайте второе исходя из расчета: сопротивление микрофона (измеряется в омах) должно быть в 10 раз меньше сопротивления усилителя. Профессиональные микрофоны обеспечивают качество звука на расстоянии 100 метров при сопротивлении не больше 600 Ом.

Важно знать: не любой микрофон, предназначенный «для музыкальных инструментов», будет хорош для всех видов инструментов.

Внешний вид

По форме звукоусиливающие приборы бывают:

  • петличный — крепится на одежду с помощью клипсы. Его можно использовать на улице;
  • головной — на специальном ободке. Область применения широкая: от лекций в закрытых помещениях до массовых мероприятий на улице;
  • «гусиная шея» имеет гибкую тонкую ножку длиной 30-50 см на настольной базе. Чувствительный микрофон используется в помещении для разного вида мероприятий;

  • Петличный Головной Гусиная шея
  • врезной конденсаторный микрофон с узкой направленностью встраивается в стол. Бывает кнопочным или выдвижным. Используется на телестудии и в студии звукозаписи;
  • портативный, или беспроводной, прибор может быть любого типа направленности.

Разнообразие форм позволяет выбрать комфортную модель.


Врезной Портативный

Аксессуары: тренога, ветрозащита и другое

Тренога — настольный штатив для звукозаписывающего прибора. Стойка для микрофона используется для крепления устройства на полу или земле. Держатель для стойки нужен под кабельный микрофона на концерте, где им пользуется несколько человек. Позволяет легко закреплять и снимать прибор со стойки.

Ветрозащита из поролона или меха защищает качество звука от посторонних шумов. Антишоковый подвес нужен для изоляции различных звуковых помех. Ресивер позволяет скорректировать звук, усиленный микрофоном: отрегулировать громкость, понизить или повысить басы.

Микрофонный адаптер нужен, если интерфейс микрофона и ресивера не совпадают. Бывают: mini-jack — 2x mini-jack, съемная звуковая карта USB со входами для микрофона и наушников. Внешний предусилитель понадобится, если в вашем приборе нет встроенного. Ламповый преамп придает звуку «бархатистость», а транзисторный продемонстрирует все особенности звука без изменений.


Интересно знать: чем меньше коэффициент гармонических искажений (до 0.1%), тем выше качество ресивера.

Выводы

Микрофон-вывод


Чтобы выбрать подходящий микрофон, нужно:

  • 1. Определиться с его назначением. Можно найти универсальную модель для концерта, конференции, записи звуков природы.
  • 2. Разобраться с типами преобразователя звуков. Конденсаторный тип используется в студиях звукозаписи, электретный будет хорош для общения через интернет. Динамический прибор незаменим на концертах для усиления голоса и музыкальных инструментов. А мягкий звук вы получите с ленточным устройством.
  • 3. Выяснить необходимую направленность модели. Для работы на мероприятиях с разными участниками нужна будет круговая направленность. На концерте понадобится однонаправленный кардиоидный тип. При записи интервью или дуэта выбирайте двунаправленный («восьмерку»).
  • 4. Остановиться на типе подключения. Если придется много двигаться, то лучше приобрести беспроводную модель. Но с проводными приборами не возникнет проблем из-за низкого заряда батареи.
  • 5. Проверить нужные частотные характеристики и чувствительность. Записывать басовые нужно на устройство с частотой от 16 Гц, а для духовых понадобится более 16 000 Гц. Микрофоны с диапазоном от 8 до 40 мВ/Па хорошо «чувствуют» тихие и далекие звуки при определенной громкости.
  • 6. Добавить необходимые аксессуары. В видеорепортаже на улице понадобится ветрозащита, антишоковый подвес и держатель для микрофона. На конференции или интервью для установки прибора на поверхности стола нужна тренога, а на сцене — стойка для микрофона. Если входы кабеля и усилителя не совпадают, нужен адаптер. Ресивер и внешний предусилитель помогут «отстроить» звук вашего голоса.

Теперь вы знаете, какие характеристики нужны, чтобы выбрать «идеальный» микрофон. Яркого выступления!

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 2