Как выбрать студийное освещение

1 февраля

Как выбрать студийное освещение


Чтобы сделать удачное фото, необходим хороший свет. В студии есть все возможности, чтобы создать то освещение, которое позволит сделать лучшие кадры. Для этого нужно организовать студийное освещение.

Как его выбрать, рассказываем в нашей статье.

Типы оборудования или «набор осветителя»

Чтобы организовать качественное студийное освещение, понадобится не один инструмент, а целый комплект оборудования. В него может входить кран-стойка, осветитель, отражатель, портретная тарелка, софтбокс, гибкая штанга.

Кран-стойка — позволяет не только закрепить свет, но и расположить его на нужном уровне и с нужным поворотом относительно объекта съемки.

Осветитель — основное оборудование, создающее поток света. Бывает:

  • постоянным — включается один раз и светит на протяжении всей съемки;
  • импульсным — включается во время спуска затвора фотоаппарата благодаря встроенному синхронизатору.

Импульсные источники популярны, поскольку более экономичны, чем постоянные. Чтобы распределить свет и отрегулировать тени, в студийной съемке используется отражатель. Эффект от него может быть разным в зависимости от вида и формы инструмента.

Чтобы получить более мягкий и рассеянный свет на модели, применяются софтбоксы. Так же, как и отражатели, они бывают разных форм и видов, от которых и зависит получаемый эффект.

Для рассеивания света в портретной съемке используется портретная тарелка. Она создает освещение более мягкое, чем обычный отражатель и более концентрированное, чем софтбокс. Тарелка больше отражателя, а также имеет непрозрачную крышку в центре. Такая конструкция предназначена для того, чтобы прямой свет не попал на объект съемки.

И наконец, чтобы было удобно перемещать и хранить комплект освещения, стоит приобрести для него сумку для студийного оборудования.

Осветитель: лампа, управление и характеристики

Освещение для студии

Осветитель — основа студийного освещения. В нем устанавливаются лампы трех типов: галогенная, люминесцентная и светодиодная.

Галогенная — создает яркий свет на протяжении всего срока службы, который составляет 5 тыс. часов. Такая лампа дает фотографу возможность создавать различные световые оттенки. Яркость света можно регулировать с помощью фильтров и отражателей.

Из недостатков — чувствительность к скачкам напряжения, из-за чего приходится подключать источник света через стабилизатор напряжения. Еще один нюанс, который нужно учитывать при установке: лампа сильно нагревается.

Люминесцентная — экономичное, доступное по цене освещение, которое применяют для создания «холодного» фона. Служат эти лампы до 20 тыс. часов.

Самая популярная лампа среди фотографов — светодиодная. Она одновременно яркая и экономичная. Большинство светодиодных осветителей имеют функцию плавной регулировки света, что позволяет менять освещение с «холодного» на теплый и обратно. К тому же такие лампы не нагреваются даже после длительного использования.

При выборе осветителя обращайте внимание на его мощность. В условиях студии редко нужна мощность более 300 Дж, но обязательно нужно оставлять запас: на предельной мощности оборудование долго не протянет. Стоит учитывать, что чем больше помещение, тем больше нужна мощность. Лучший вариант — оборудование с функцией регулировки мощности. Она бывает плавной и ступенчатой. Плавная настройка отличается большей точностью.

Что касается цветовой температуры, то она почти у всех приборов составляет около 5500–6000°К. Однако на нее влияет и студийное другое оборудование. Важно, чтобы при использовании нескольких источников света, их цветовая температура совпадала.

Индекс цветопередачи обозначается как CRI. Для получения хороших фото его значение должно быть не менее 95.

Управление осветителем можно производить с помощью:

  • дисплея или кнопок — сенсорный экран или кнопки позволяют выставить нужные настройки прямо на приборе, после чего приступить к съемке. Неудобство в том, что при настройке мастер не видит именно ту картину, которую видит с места съемки;
  • пульта дистанционного управления (ДУ) — с помощью такого пульта можно настраивать свет прямо с места съемки;
  • мобильного приложения — наиболее удобный способ, но здесь многое зависит от проработанности приложения.

Не забывайте смотреть, куда будет крепиться осветитель: на камеру, на штатив или стойку. И следите, чтобы размер крепления был подходящим остальному оборудованию.

Лайфхак: если галогенная лампа сильно запачкалась, протрите ее медицинским спиртом.

Отражатель: цвет, форма и каркас

Отражатель, или рефлектор — приспособление, которое помогает подсвечивать темные участки и представляет собой раму, на которую натянута полимерная ткань. По форме бывает:

  • круглым — применяется для съемки портретов. Также пригодится он и при съемке предметов и для подсвечивания отдельных участков кадра;
  • овальным — применяется для съемки поясных портретов;
  • треугольным — его преимущество в том, что его можно опереть на неровную поверхность. Это очень удобно при самостоятельной работе;
  • прямоугольным — имеет те же преимущества, что и треугольный, но и размер прямоугольного отражателя больше.

Свои особенности имеет и каркас рефлектора. Он бывает:

  • жестким (монолитным) — обычная, негнущаяся рама, на которую натянута ткань;
  • пружинный (гибким) — имеет конструкцию, благодаря которой запросто сворачивается восьмеркой. Такое приспособление гораздо удобнее перевозить и хранить;
  • «паук» — в основе такой конструкции лежит поворотная головка, а ткань закреплена на гибкие спицы. И все это крепится на специальный штатив, однако в комплекте оборудования он есть не всегда;
  • трифлектор — приспособление, сделанное из соединенных вместе трех отражателей. Нужна такая штука для того, чтобы сделать бестеневой портрет. Незаменимая вещь в съемках бьюти-блогеров.

Немаловажную роль играет цвет отражающей поверхности. Он бывает:

  • белым — не влияет на цветовую температуру, делает свет мягче. Используется преимущественно в очень солнечную погоду;
  • черным — используется для того, чтобы подчеркнуть тени и сделать кадр «драматичнее». Также его применяют для съемки бликующих объектов и убирания «паразитного», лишнего света;
  • серебряным — самый популярный среди фотографов цвет. С его помощью создаются четкие тени. Оптимально его применение в пасмурную погоду при съемке на улице;
  • золотым — в отличии от серебряного, этот цвет дает более теплые оттенки снимаемым объектам. Отлично подходит для изменения на фото оттенка кожи бледных людей;
  • прозрачным — предназначен для того, чтобы рассеивать и смягчать яркий свет.

Есть варианты комбинированные, сделанные из нескольких частей. Такие часто называют 5-в-1 или 7-в-1.

Софтбокс: форма, размер и крепление

Чтобы смягчить свет, рассеять его, сделать более размытыми контуры теней используется софтбокс. Он бывает следующих форм:

  • прямоугольник или квадрат — классическая и самая распространенная форма. Чаще всего она используется в групповой съемке, предметной и макросъемке. Такие софтбоксы создают в глазах и на бликующих поверхностях квадратные и прямоугольные блики. При этом прямоугольный софтбокс более вариативен, его часто применяют для съемки человека в полный рост;
  • октобокс — имеет форму восьмиугольника. Позволяет создавать естественные, круглые блики, поэтому такие софтбоксы очень любят фотографы, занимающиеся портретной съемкой;
  • стрипбокс — вытянутый прямоугольный софтбокс, который создает жесткий свет по короткой стороне и мягкий — по длинной. Этот прибор часто применяется при фотографировании людей в полный рост и групповой съемке. Также он позволяет создавать разные схемы света, что дает возможности для полета фантазии фотохудожника.

Размер софтбокса подбирается исходя из типа съемки. Для больших семейных фото подойдет софтбокс большого размера, средние чаще всего используются при портретной поясной съемке, а маленькие — при обычной предметной съемке или для натюрмортов.

Крепиться софтбокс может на вспышку, штатив или стойку. При этом крепление на вспышку может быть произведено при помощи липучки или гелевого крепежа. Первый вариант надежнее.

Стойка: высота, зажимы и амортизация

Стойка — это «ноги» освещения, которые должны быть удобными и надежными. Именно поэтому к выбору стойки стоит подходить ответственно.

Важно, какую минимальную и максимальную высоту сможет обеспечить стойка. Чтобы создать «рисующий» свет, модель нужно подсветить чуть выше уровня лица. Рост моделей — примерно 165–185 см. Чтобы создать высокой модели рисующий свет, нужна стойка не менее 2 м.

Бывают ситуации, когда свет, наоборот, должен быть низко, например, для подсветки определенного предмета. Тут нужно учитывать минимальную высоту стойки.

Чтобы сохранить тяжелое и хрупкое оборудование в целости, нужно обязательно брать стойку с амортизацией. С ней при расслаблении зажимов оборудование «не рухнет», а плавно опустится.

Зажимы бывают в виде клипс или винтов. Клипсы — удобные, быстро защелкивающиеся крепления. Но они не самые надежные, так как чаще всего сделаны из пластика. Такое приспособление можно приобретать, только если оборудование, которое установится на стойку, легкое. Для более тяжелого оборудования лучше использовать винты. Времени на установку уйдет больше, но надежность будет выше!

Выводы

студийное освещение-вывод


Итак, чтобы выбрать хорошее студийное освещение, нужно:

  • 1. Определиться с комплектом оборудования. Для успешной и удачной студийной съемки понадобится осветитель, отражатель, софтбокс и кран-стойка. Также может пригодиться портретная тарелка. А для хранения и транспортировки оборудования необходима сумка-чехол.
  • 2. Подобрать осветитель. Лампы в нем используются трех типов. Галогенная — самая маркая, неэкономная, но создающая яркий свет на протяжении всего срока службы. Люминесцентная — более экономная, используется для создания «холодного» фона. Светодиодная — самая экономичная и вариативная. Не забывайте о мощности: чем больше помещение, тем больше должна быть максимальная мощность осветителя. Лучше, если у него будет плавная регуляция мощности. Индекс цветопередачи должен быть не менее 95. Если вы используете несколько ламп, то их цветовая температура должна быть одинаковой. Управление осветителем осуществляется с помощью дисплея и кнопок, пульта ДУ и мобильного приложения. Не забывайте обращать внимание на место и размер крепления.
  • 3. Решить с отражателем. Круглый нужен для съемки портретов и конкретных предметов, овальный используется в съемке поясных портретов, треугольный и прямоугольный удобен, когда фотограф работает без ассистента, поскольку такие отражатели легко опереть на ровные поверхности. Каркас отражателя может быть жестким, что не очень удобно, гибким и паукообразным. Также существуют отражатели-трифлекторы, которые нужны при создании бестеневых портретов. Различаются рефлекторы по цвету: белый делает свет более мягким, черный убирает лишний свет, серебряный создает четкие тени и придает свету «холодный» оттенок, золотой же делает цвета более теплыми. Прозрачный применяется для рассеивания света.
  • 4. Не забыть про софтбокс. Софтбокс бывает квадратным, прямоугольным. Такие формы создают блики соответствующей формы. Октобоксы делают блики более естественными и круглыми. Стрипбоксы используются при съемке модели в полный рост, а также для создания групповых снимков. В зависимости от вида съемки, подбирается размер софтбокса. Групповые фото делают с помощью больших софтбоксов, средние используются при портретной поясной съемке, а маленькие — для выполнения портретов и натюрмортов.
  • 5. Уделить внимание стойке. Нужно подобрать максимальную и минимальную высоту, убедиться в наличии амортизации. Для легкого оборудования можно приобрести стойку с зажимами-клипсами, а для тяжелого лучше подойдет стойка с зажимами-винтами.

Теперь вы знаете все, что нужно, чтобы выбрать студийное освещение. Покупайте — и делайте только удачные кадры!

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 2