Как выбрать самокат

24 октября 2019

Как только из-под снега показывается сухой асфальт, возникает желание полета. Кто-то садится на велосипед, кто-то осваивает ролики. Сегодня совершенно неожиданное возрождение пришло к одному из самых старых транспортных средств — к самокату. В данной статье мы предлагаем вам разобраться в различных моделях самокатов и получить базовую информацию о том, по каким критериям нужно их выбирать.

Вопреки бытующему мнению самокат вовсе не является прерогативой дошколят. Как-то незаметно из детской игрушки двухколесная доска с рулем превратилась в популярное развлечение не только для детей, но и для подростков, и даже для вполне взрослых людей. Кроме того, самокат используется не только для банального катания по дорожкам. Многие люди, живущие в быстром ритме, используют его как транспорт, экономя время на пеших переходах от общественного транспорта до точки назначения. А любители экстрима приобретают дорогие трюковые самокаты, чтобы добавить в кровь толику адреналина.

Давайте рассмотрим эти устройства поближе, чтобы вы могли сделать для себя выбор, и понять, что же такое хороший взрослый самокат в вашем конкретном случае.

Типы самокатов

Все самокаты можно разделить на следующие типы:

  • Городской
  • Внедорожник
  • Спортивный
  • Электросамокат

Разделение это может быть условным, поскольку существуют модели, которые можно отнести сразу к нескольким типам.

Существуют еще так называемый трайк (тридер) — самокат с двумя деками под каждую ногу, и кикборд — гибрид самоката и скейтборда. Но эти устройства требуют отдельного описания, отличаются от представленных самокатов принципиально другой техникой езды, и, по сути, самокатами не являются.

Городской самокат

Наиболее популярный тип самокатов. Предназначен для передвижения по асфальтовому покрытию, как правило, имеет два или три колеса небольшого диаметра.

Достоинства:

  • небольшой вес;
  • компактность;
  • небольшая цена.

Недостатки:

  • высокие требования к дорожному покрытию.

Внедорожный самокат

Крупная машина с колесами большого диаметра, чаще всего пневматическими. Основное назначение — езда по грунтовым дорогам, по гравию или песку. Но вполне может использоваться и в городских условиях, особенно на неважном дорожном покрытии. Иногда оснащается съемным или стационарным сиденьем, которое превращает его в своеобразный гибрид самоката и велосипеда, из-за чего такие модели часто именуют велосамокатами.

Достоинства:

  • высокая проходимость;
  • универсальность.

Недостатки:

  • большой вес;
  • громоздкие габариты.

Спортивный самокат

Есть две разновидности: скоростной и трюковый самокаты. Первый используется главным образом для езды по хорошим дорожным покрытиям, и позволяет развивать большую скорость. Имеет длинную узкую деку.

Трюковый самокат предназначен для кикскутеринга — исполнения сложных трюков. Как правило, этот тип имеет относительно короткую деку, небольшие колеса из полиуретана или легких сплавов. Подбирать их нужно под конкретного пользователя, поскольку чаще всего в них отсутствует регулировка высоты руля. Это объясняется особыми требованиями к прочности — конструкция имеет минимум разъемных соединений. По этой же причине среди спортивных самокатов практически не встречаются складные модели.

Достоинства:

  • небольшой вес;
  • прочность;
  • маневренность.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • специфика езды (новичку, чтобы овладеть такой машиной, придется серьезно тренироваться).

Электросамокат

Электросамокат - современный тип из перечисленных самокатов. Представляет собой самоходный вариант классического самоката. В зависимости от мощности двигателя и конструкции может быть как городским, так и внедорожным.

Движение осуществляется за счет электродвигателя, который располагается под декой. Крутящий момент передается на ведущее колесо (обычно заднее) через цепную или ременную передачу.

Рекомендуемая мощность двигателя для разных возрастных групп:

  • дети до 9 лет — 90–120 Вт;
  • дети 10–12 лет — до 250 Вт;
  • дети 13–14 лет — 250–350 Вт;
  • подростки 15–16 лет — 350–500 Вт;
  • взрослые — от 500 Вт.

Средняя продолжительность работы при полной зарядке аккумулятора — 1 час.

Достоинства:

  • удобство в обращении;
  • наличие складных моделей;
  • экономия физических сил.

Недостатки:

  • высокая цена.

Устройство самоката

Различные типы имеют определенные особенности конструкции, здесь мы опишем общие понятия.

При выборе следует основываться на следующих факторах: возраст будущего водителя, его рост и вес. Кроме того, следует сразу понимать, для какой цели приобретается самокат и где именно на нем планируется ездить.

Давайте рассмотрим отдельные элементы конструкции самоката и требования, предъявляемые к ним для каждого из перечисленных случаев.

Дека самоката

Дека — это основа, каркас, на который крепятся все основные элементы. Это то, на что вы будете становиться ногами. Впереди к деке крепится рулевая колонка, сзади — заднее колесо и крыло-тормоз.

В большинстве моделей рулевая колонка либо приварена к деке, либо соединяется с ней посредством складного механизма. Последний вариант удобен тем, что самокат можно сложить вдвое. В таком виде его проще хранить и переносить.

Существуют модели, где литая рулевая колонка крепится к деке неразъемным соединением, либо составляет одно целое с декой. Это относится к дорогим моделям трюковых самокатов, для которых важна повышенная стойкость к ударам.

Поверхность деки, как правило, имеет специальное покрытие, препятствующее скольжению. Оно бывает резиновым, пластиковым или абразивным (как наждачная бумага). Встречаются модели, где поверхность не покрывают специальной подложкой, а просто наносят ребристый рисунок.

Для изготовления деки используют:

  • ударопрочный пластик — чаще всего для детских моделей, предназначенных для малышей до 3 лет;
  • железо/сталь — тяжеловаты, но обладают высокой прочностью, обычно предназначены для «тяжеловесов» и внедорожников;
  • легкие сплавы — отличное сочетание прочности и небольшого веса, практически все модели трюковых самокатов собирают на алюминиевой или дюралюминиевой деке, или на деке из магниевого сплава. Последние характеризуются высокой ценой.

Некоторые деки имеют комбинированную конструкцию — каркас из стали плюс алюминиевая, пластиковая или деревянная площадка. Последний вариант, так называемая гибкая дека, амортизирует при езде по некачественному покрытию и требует от пользователя определенного навыка.


Несколько слов о размерах деки

Опытные пользователи предпочитают узкую и короткую деку. Она позволяет легче маневрировать, но при этом, естественно, менее устойчива, кроме того, новички не будут чувствовать себя комфортно на узкой деке.

Если вы не имеете опыта езды на самокате, рекомендуем вам выбирать деку средней длины. По ширине дека для новичка должна быть равна или незначительно меньше ширины стопы, чтобы вы могли поставить на нее ногу всей подошвой.

Высота деки, или «клиренс» определяет, во-первых, величину дорожного просвета, которая влияет на проходимость самоката. Во-вторых, чем выше дека, тем глубже вам придется каждый раз присесть на опорной ноге, чтобы оттолкнуться. Поэтому при выборе высоты деки руководствуйтесь, прежде всего, качеством дорог, по которым вам придется ездить и ростом пользователя. Чем выше рост, тем выше дека, чем лучше дорожное покрытие, тем она может быть ниже.

Колеса самоката

Первое, что нужно учесть — колеса это расходный материал. Их следует менять, как только вы почувствуете, что самокатом стало сложно управлять из-за появления постоянных вибраций при езде.

Скорость износа зависит и от дорожного покрытия, по которому вы ездите, и от манеры езды (в частности от того, как часто вы пользуетесь тормозом и насколько резко тормозите).

Также износ, да и сам процесс пользования самокатом, зависит от материала, из которого изготовлены колеса и их конструкции:

  • Полиуретан — наиболее популярный вариант. Цельнолитые полиуретановые колеса ставят как на любительские модели, так и на трюковые самокаты. Они обладают хорошей жесткостью и довольно стойки к износу.
  • Легкие сплавы — чаще всего применяются для изготовления колесных дисков на трюковых моделях. Обладают повышенной прочностью.
  • Литая резина — используется для смягчения жестких колесных дисков из полиуретана или алюминия. Не особо популярны. Используются чаще на детских моделях.
  • Надувные колеса — вариант для плохого дорожного покрытия. Недостатки: они не особо подходят для скоростной езды, их можно проколоть.

От 15 до 20 см — диаметры колес, наиболее часто использующиеся в городских условиях. Такой размер колес оптимален для того, чтобы нормально маневрировать и при этом развивать хорошую скорость, игнорируя небольшие трещины в асфальтовом покрытии. Однако если самокат приобретается для специальных нужд, например для занятий кикскутерингом, то предпочтение следует отдать колесам 10–12.5 см в диаметре, поскольку в этом случае приоритетом является маневренность и небольшой вес машины.

Для детей до 3 лет, еще не имеющих привычки балансировать, выпускают самокаты с тремя колесами — два впереди и одно сзади. Этот вариант позволит ребенку обучиться езде на самокате, после чего уже можно задумываться о покупке классического двухколесного самоката.

Подшипники

Говоря о колесах, нельзя не упомянуть о подшипниках, которые устанавливаются в ступицах. Износ подшипников приводит к менее свободному качению и падению скорости. Чтобы увеличить срок службы подшипников, нужно время от времени менять в них смазку. Чаще всего для этой цели используют графитовую смазку.

Подшипники различают по номерам: 3, 5, 7, 9, 11. Чем больше номер, тем выше максимальная скорость вращения. Однако износ у более высоких номеров тоже быстрее.

Немаловажный нюанс, который поможет вам в поисках, в случае, когда вам понадобится замена подшипника: для роликов и для самокатов классификация и размеры одинаковы, подшипники для них взаимозаменяемы.

Амортизаторы

Амортизаторы в самокате служат для гашения ударов на неровной дороге. Обеспечивают комфортную езду, что особенно важно для неопытных пользователей.

Как ни парадоксально, отсутствуют на самых дешевых детских моделях (поскольку они не рассчитаны на быструю езду) и на самых дорогих, спортивных самокатах, поскольку ухудшают управляемость на больших скоростях и при исполнении трюков.

На внедорожных моделях функцию амортизаторов выполняют надувные колеса больших диаметров.

Тормоз

Наиболее распространен задний ножной тормоз, представляющий собой крыло, соединенное с декой упругой пластиной. На такой тормоз нажимают толчковой ногой, прижимая его к ободу.

Также встречаются передние тормоза, чаще всего ручные, подобные велосипедным. Большинство пользователей считает их излишеством в обычных моделях, однако они незаменимы в электросамокатах.

Руль

Представляет собой Т-образную конструкцию со специальными резиновыми накладками — грипсами.

Руль регулируется по высоте (в некоторых моделях и по ширине). Регулировка может быть фиксированной в нескольких положениях, либо точной (при которой положение руля выбирается произвольно и фиксируется специальным хомутом). В последнем случае хомут придется время от времени протягивать, чтобы руль не вращался в хомуте и настройка высоты не сбивалась.

Нормальной высотой руля считается положение чуть выше пояса. Спортсмены предпочитают более низкую установку, позволяющую рывком поднимать самокат для совершения прыжков.

Механизм складывания

Складные самокаты бывают двух видов:

  • Складывающиеся пополам — для этого служит специальный механизм, который соединяет рулевую колонку и деку. Удобно для переноски и хранения.
  • Самокаты со съемным рулем — менее удобны, поскольку в разобранном виде состоят из двух частей и для переноски необходим чехол. Да и габариты таких моделей даже в разобранном виде больше, чем у складных.

Как уже говорилось, спортивные модели практически никогда не бывают складными, поскольку к ним предъявляются особые требования по ударопрочности, а складной механизм представляет собой «слабую точку». Однако для обычного городского самоката приоритетом является скорее компактность и удобство транспортировки. Для этого некоторые модели снабжают специальным ремнем, который позволяет носить складной самокат за спиной.

Самокаты для разных возрастных групп

Условно можно разделить все самокаты на две возрастные группы — детские и взрослые. При этом модели для подростков относят к взрослой группе, поскольку требования к ним аналогичные, а зачастую даже более жесткие, чем к взрослым самокатам. В особенности это касается спортивных моделей, которые наиболее популярны как раз среди подростков.

Детские самокаты

  • Имеют небольшой вес и габариты, чаще всего их конструкция проще, чем конструкция моделей для взрослых.
  • Обычно ограничение максимального веса не превышает 50 кг.
  • Часто не имеют регулируемой высоты руля.
  • Цена их относительно невысока за счет недорогих материалов.

Как выбрать самокат для ребенка:

  • Если ваш малыш еще не твердо стоит на ногах, приобретайте миниатюрный вариант велосамоката, модели самокатов до 5 лет. Во-первых, ребенку не придется стоять во время катания, во-вторых, эти модели, как правило, трехколесные, в-третьих, велосамокаты для самых маленьких часто снабжают специальной ручкой для родителей, что превращает их в некое подобие детской коляски.
  • Если ребенок старше 5 лет, ему уже можно доверить двухколесную машину. Но обратите внимание на клиренс — для маленького водителя высота деки над землей не должна превышать 5 см, иначе ему будет неудобно отталкиваться.
  • Дети старше 10 лет уже вполне могут интересоваться скоростным скутерингом. Им нужно подбирать модели достаточно легкие и прочные. Идеальный вариант — самокат с декой из магниевого сплава и сменными полипропиленовыми колесами. По большому счету это уже самокат для взрослого, но учитывайте при покупке рост ребенка: рулевая перекладина должна быть выше пояса, но ниже груди, или должна быть регулируемой.

Взрослые самокаты

Более сложная конструкция и явное разделение по типам на городской, спортивный, внедорожник и т. п. Максимально допустимый вес пользователя обычно составляет 100 кг, у отдельных моделей может достигать 150 кг.

Как выбрать самокат. Несколько общих рекомендаций

  1. Если вам нужен самокат для передвижения по городу, рассматривайте складные модели, желательно с рамой из легкого сплава. Это позволит вам без проблем перевозить свой самокат в общественном транспорте, не мешая окружающим.
  2. Покупая спортивные модели, отдавайте предпочтение известным брендам. Для трюкового самоката важна надежность.
  3. Если вам придется много передвигаться по дорогам с неважным покрытием, берите внедорожник. При покупке убедитесь в том, что его подвеска усилена.
  4. Если вы решили покупать электросамокат, то из цепного и ременного привода лучше отдать предпочтение цепному. Практика показывает, что его механизм служит дольше.
  5. Если выбранная вами модель не имеет регулировки руля по высоте, то ориентируйтесь на точку, расположенную примерно посередине между вашей грудью и линией талии. Руль должен быть на этой высоте.
  6. Обратите внимание на срок и условия гарантии.

Смотрите также:
Как выбрать гироскутер
Как выбрать велосипед

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 4  голосов: 21