Как выбрать пуско-зарядное устройство

28 июня 2021

как выбрать пуско-зарядное устройство


Вы можете не знать о «Законе Мерфи», но жизнь все равно продолжает по нему работать. Он гласит: «Если что-то может пойти не так — оно обязательно пойдет не так!» Дождь начнется, когда вы забудете зонтик. В магазине не будет очереди, но кошелек останется дома. Аккумулятор авто разрядится, когда вы будете опаздывать на деловую встречу.

Разумеется, против «Закона Мерфи» есть прием под названием предусмотрительность. В нашей статье мы расскажем, как его использовать при выборе ПЗУ!

Типы: пусковой, зарядный и комбинированный

В зависимости от выполняемой задачи устройства делят на несколько типов. Пусковые — нужны, чтобы запустить двигатель, если аккумулятор автомобиля разрядился, а времени на восстановление заряда нет. Устройство подаст ток на АКБ, стартер прокрутится — и двигатель заработает.

Зарядные — применяются для зарядки севшего аккумулятора. Процесс восполнения энергии занимает 6–8 часов. Прибор также подает ток на АКБ, но для запуска мотора не подходит. Это связано с разницей токов: для пуска двигателя необходимо подать ток в несколько раз больше, чем для зарядки аккумулятора.

ПЗУ (пуско-зарядное устройство) — комбинация предыдущих двух типов. С его помощью можно как зарядить батарею, так и запустить двигатель. Такой аппарат дороже, но выгоднее с функциональной стороны, а также компактнее двух предыдущих приборов.

Виды: импульсные, конденсаторные и другие

Пуско-зарядное устройство

По принципу работы ПЗУ делят на несколько видов. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Импульсные устройства преобразовывают импульсное напряжение. К преимуществам относят: высокий КПД (90% и выше), надежность, небольшой вес, защиту от коротких замыканий и бюджетность. Из недостатков выделяют низкую ремонтопригодность, а также подверженность поломкам из-за неправильного подключения полюсов или перепадов напряжения.

В конденсаторных имеются электронные двухполюсные компоненты (конденсаторы), которые заряжаются перед тем, как происходит зарядка или запуск аккумулятора авто. Такие ПЗУ эффективны и компактны, но обойдутся в копеечку и могут навредить аккуму из-за создания излишне высокого заряда.

Наиболее популярная среди автолюбителей категория — аккумуляторные зарядки. Сначала они заряжают встроенный аккумулятор и только потом запускают двигатель. Имеют оптимальное сочетание цены и эффективности.

Трансформаторные устройства преобразовывают напряжение. Они мощные и могут завести двигатель, даже если заряд аккума на нуле. В таких ПЗУ всегда есть стабилизатор, который обеспечивает надежность, но снижает КПД. Еще один минус — большие габариты.

Тип батареи авто

Самый распространенный тип АКБ — WET, т.е. кислотная батарея, внутри которой находится жидкий электролит. Батареи этого типа бывают:

  • обслуживаемыми — в крышке имеются отверстия, которые позволяют добраться до электролита и частично до свинцовых пластин. При зарядке нужно тщательно следовать технике безопасности и обязательно снимать крышку, чтобы батарею не разорвало;
  • необслуживаемыми (MF) — в закрытом, полностью герметичном корпусе.

Отметим, что WET-аккумуляторы чувствительны к глубокому разряду и плохо работают в тяжелых условиях.

EFB — также кислотная батарея с жидким электролитом, но в основе у нее более толстые пластины, дополнительно запечатанные в конверт из специального волокна. Такой аккум лишен недостатков предыдущего и специально создавался для работы в тяжелых условиях.

AGM — между пластинами в АКБ такого типа проложены стекловолоконные маты, которые пропитаны электролитом. Такие аккумы надежны, не чувствительны к глубоким разрядам и быстро восполняют запас энергии.

GEL — гелевые батареи. В них электролит с помощью силикагеля доводится до вязкого состояния. Так же, как и AGM, они не чувствительны к глубоким разрядам.

Менее популярны в силу более высокой цены и некоторых других особенностей кальциевые аккумуляторы (имеют обозначение Ca/Ca). Несмотря на название, сделаны они из все тех же свинцовых пластин, но легированных кальцием, которого на самом деле там всего 0.1% от всей массы.

Кальций уменьшает объем испаряемой из электролита жидкости и снижает риск саморазряда до минимума. Однако кальциевые батареи чувствительны к глубокому разряду: если допустить такую ситуацию несколько раз, емкость АКБ может сильно уменьшиться.

В некоторые кальциевые батареи добавляют серебро (Ca/Ag). Благодаря этому улучшаются характеристики, но увеличивается стоимость.

В щелочных батареях в качестве электролита используют щелочь. Такие модели хорошо держат заряд и отлично себя проявляют при низких температурах, но имеют большие габариты. По этой причине их не используют в легковых машинах, они редко встречаются в грузовиках, и, как правило, устанавливаются на тяговую технику.

Чтобы не было проблем, выбирайте ПЗУ, совместимое с типом аккумулятора, который установлен в вашей машине. Чтобы узнать тип АКБ, изучите маркировку.

Интересно знать: легирование — добавление в состав материала примесей с целью изменения его физических и химических качеств.

Основное: ток, емкость и напряжение

Чтобы успешно зарядить и не испортить батарею, нужно учитывать номинальное напряжение, емкость, пусковой и зарядный токи. Номинальное напряжение — величина, при которой работает аккумулятор. В зависимости от класса техники напряжение бывает:

  • 6 В — характерно для двухколесной техники: мопеды, скутеры, мотоциклы. Также может «попасться» в садовых тракторах и райдерах;
  • 12 В — напряжение большинства АКБ легковых автомобилей;
  • 24 В — нужно батареям, установленным в более тяжелую технику, такую как автобусы или грузовики.

Еще один параметр, который зависит от класса транспорта, — емкость батареи. Пуско-зарядные устройства рассчитаны на зарядку АКБ с определенным диапазоном емкостей. Если не будет совместимости по этому параметру, то и батарея, и ПЗУ рискуют в скором времени выйти из строя.

Пусковой ток в идеальном случае должен быть в 10 раз больше, чем емкость АКБ. От тока зарядки зависит скорость восполнения энергии: чем выше эта величина, тем быстрее идет процесс.

Интересно знать: на рынке есть модели ПЗУ, которые позволяют самостоятельно устанавливать необходимое значение напряжения.

Допы: индикация, защита и другое

Пуско-зарядное устройство

Дополнительные приспособления и функционал упрощают использование и эффективность ПЗУ. Индикация подскажет, когда зарядка завершена. Она бывает светодиодной и звуковой, приборной или же имеет отдельный дисплей. Индикация позволяет сэкономить энергию и предотвращает перезаряд.

В некоторых моделях есть встроенные амперметр и вольтметр для измерения величины тока и напряжения. Навороченные устройства оснащены компрессором, которым при необходимости можно подкачать сдувшиеся шины. Популярностью пользуются ПЗУ с USB-разъемом, благодаря которому их можно использовать как пауэрбанки.

Для работы в темное время суток в некоторых ПЗУ предусмотрен встроенный фонарик. Десульфатация особенно актуальна для батарей, которые могут долго не эксплуатироваться, например, если ваш «железный конь» проводит зиму в гараже.

Не забывайте о защите: от перегрева, коротких замыканий, перезарядки, неправильного подключения и перегрузки. Такие «умные» устройства сохранят не только себя, но и батарею.

Интересно знать: десульфатация — процесс по восстановлению аккума, в ходе которого пластины очищаются от отложений кристаллов сульфата свинца.

Выводы

Пуско-зарядное устройство-вывод


Итак, чтобы выбрать пуско-зарядное устройство, нужно:

  • 1. Определиться с типом. Пусковые устройства помогут запустить двигатель при разряженном аккумуляторе. Зарядные — «оживят» севший АКБ, но не подойдут для запуска двигателя из-за небольшого значения подаваемого тока. Пуско-зарядные — 2 в 1. Они дороже, чем предыдущие, но функциональнее и компактнее.
  • 2. Выбрать вид пуско-зарядного устройства. Импульсные имеют высокий КПД, хорошую надежность и защиту от коротких замыканий, мало весят и стоят недорого, но при этом часто ломаются из-за неправильного подключения и малопригодны для ремонта. Конденсаторные компактные, но дорогие. Аккумуляторные — наиболее популярны у водителей, поскольку имеют оптимальную цену при своей функциональности. Трансформаторные очень надежные, но громоздкие.
  • 3. Учесть тип батареи автомобиля. Наиболее часто встречаются батареи типов WET, EFB, AGM и GEL, реже можно встретить щелочные и кальциевые. ПЗУ должно быть совместимо с конкретным типом АКБ. Чтобы узнать тип батареи в вашем автомобиле, изучите маркировку на ее корпусе.
  • 4. Помнить об основных параметрах. Пуско-зарядное устройство должно поддерживать номинальное напряжение батареи автомобиля. В большинстве легковых машин оно составляет 12 В, в менее габаритном транспорте — 6В, в крупногабаритном — 24 В. Также устройство должно быть рассчитано на определенную емкость. Стóит учитывать пусковой ток (он должен быть примерно в 10 раз больше емкости) и ток зарядки.
  • 5. Уделить внимание дополнительным возможностям. Для увеличения функциональности и упрощения работы в ПЗУ могут быть встроены дополнительные приспособления. Индикация поможет определить момент окончания зарядки. Амперметр и вольтметр позволяют контролировать ток и напряжение. Встроенный компрессор выручит, когда нужно подкачать шины, USB-разъем позволит зарядить мобильные гаджеты, а фонарик спасет в темное время суток. Функция десульфатации реанимирует старый или не работающий долгое время аккумулятор. Также обращайте внимание на защиту ПЗУ: от перегрева, коротких замыканий, перезарядки и т.д.

Теперь вы знаете все, чтобы купить пуско-зарядное устройство. Покупайте — и аккумулятор никогда не подведет вас!

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 1