Как выбрать домкрат

4 ноября 2020

как выбрать домкрат


В истории мировых открытий существует много необычных и даже комических мифов.

Считается, что расплавленный шоколадный батончик в кармане радиофизика Перси Спенсера стал отправной точкой для создания микроволновки. Неразбившаяся пробирка из-под раствора этилового эфира, этанола и нитратов послужила прототипом небьющегося стекла.

Не стала исключением и история создания домкрата. Инженер Питер Лунати стригся в парикмахерской и увидел, как мастер фиксирует кресло на нужной высоте — через год миру был явлен первый современный гидравлический домкрат!

Сегодня мы тоже сделаем небольшое открытие и расскажем, как правильно выбрать надежный инструмент!

Типы домкратов по конструкции и их назначение

Особенность конструкции — один из определяющих факторов при выборе домкрата. От него зависит удобство использования и транспортировки, надежность, срок эксплуатации и даже механизм подъема. Так, в механическом используют подъемную рейку, в гидравлическом — телескопическую стойку, в пневматическом — подушку.

Бутылочный домкрат получил свое название за сходство с бутылкой. Бывает гидравлическим или механическим (винтовым). Обладает высокой грузоподъемностью до 100 тонн и отличной плавностью хода. Высота подхвата варьируется от 3 до 33 см, может быть и больше. У мощных конструкций значительный вес и габариты, что усложняет работу и перевозку.

Для низких «паркетников» и других машин с малым просветом используют специальный вид бутылочных домкратов — низкоподхватный. У него боковой зацеп, который позволяет подлезть под любое авто. Оснащен гидравлическим приводом. Удобен и практичен в работе.


Бутылочный Низкоподхватный Реечный

Интересно знать: приспособления, послужившие прототипом для современных домкратов, использовали еще древние римляне. С помощью них они выламывали ворота при штурме городов.

Подкатной домкрат используется в автомастерских и гаражах. У него отличные эксплуатационные и грузоподъемные характеристики (80 тонн). Его удобно и просто перекатывать с места на место. Не требуется значительных усилий при подъеме. Небольшой подхват позволяет работать с авто на низкой подвеске. Однако такой домкрат можно использовать только в оборудованном помещении с ровным полом. Также желательно применять адаптер, который позволяет увеличить площадь соприкосновения, тем самым исключая продавливание кузова.

В строительстве и для обслуживания авто в условиях бездорожья используется реечный домкрат. Он особенно популярен среди владельцев внедорожников, пикапов, легких грузовиков. Основные преимущества: низкий подхват и высокий подъем, ограниченный лишь длиной подъемной рейки. Как правило, она составляет не менее 1 метра. Недостаток — громоздкая конструкция.

Ромбический домкрат — вид механического (винтового) механизма, заключенный в ромбовидную металлическую рамку. Приводится в действие с помощью прокручивания винта, который осуществляет подъем и перенимает нагрузку от рамки. Небольшая грузоподъемность до 2 тонн, но в то же время компактность и бюджетность сделали «ромб» одним из популярнейших домкратов у автовладельцев.

Для безопасности при работе с автомобильными домкратами необходимо использовать подкатные лежаки и дополнительные опоры. Первые уберегут спину от застуживания, вторые защитят в случае, если механизм домкрата выйдет из строя.


Подкатной Ромбический

Лайфхак: подкатные домкраты страхуются механическим образом. В разложенную «лапу» вставляется металлический штырь, который не дает домкрату сложиться в аварийной ситуации.

Особенности подъемных механизмов (приводов)

В современных домкратах используется несколько типов подъемных механизмов. С одними придется попотеть, чтобы поднять авто для разбортировки колес. С другими, наоборот, раскошелился один раз и наслаждаешься легкой работой.

Подъемные механизмы делят на:

  • гидравлические — подъем осуществляется за счет напора жидкости. Приводятся в движение рукояткой или педалью. Требуют незначительных усилий от водителя и обладают высокой грузоподъемностью. Имеют оптимальное соотношение цена/качество;
  • механические — бывают реечного или винтового типа. У них невысокая цена и небольшая грузоподъемность (до 2 тонн). При работе с такими домкратами требуется значительное мышечное усилие;
  • пневматические — полностью автоматические домкраты. Подъем происходит за счет сжатого воздуха или других газов. Используются в автомастерских и на станциях шиномонтажа;
  • комбинированные или пневмогидравлические — в них используется сила сразу двух подъемных механизмов. Сжатый воздух из компрессора давит на гидравлический поршень. За счет совмещения систем получается добиться более компактного размера привода с сохранением высокой грузоподъемности. В среднем пневмогидравлические домкраты поднимают 30–50 тонн.

Особняком стоят стеклодомкраты, которые используются для замены стекол или длительного удержания гладких поверхностей. Бывают с одной, двумя или тремя присосками. Здесь основная сила — это вакуум, за счет которого присоски удерживают стекло.

Основные характеристики: грузоподъемность, высота, вес

Домкрат

При выборе домкрата оценивают всего 2 группы характеристик: грузоподъемность и высотно-габаритные величины инструмента. Первая влияет на «мощность». Вторая — на область применения: автомобильные, такелажные или строительные работы и т.д.

Грузоподъемность — максимальная масса, которую может поднимать домкрат. Лучше брать «с запасом мощности», чтобы случайно не перегрузить. При подборе домкрата для авто учитывайте не вес порожней машины, а ее полную загрузку.

Рекомендации по грузоподъемности домкрата в зависимости от категории авто или вида работ такие:

  • до 2,5 тонн — легковушки, можно и до 2 тонн, но лишний запас не помешает;
  • 2,5–4 тонны — микроавтобусы и внедорожники. Здесь риск использования домкрата в экстремальных условиях выше. Например, замена колеса в «ГАЗели» скорой помощи с пациентом и медбригадой внутри;
  • 3–10 тонн — используют в автосервисах широкого профиля, где ремонтируют легковушки, бусики и грузовички;
  • 10–30 тонн — для ремонта и обслуживания фур;
  • свыше 30 тонн — для тяжелого транспорта и спецработ. Как правило, такой грузоподъемностью обладают бутылочные домкраты.

Лайфхак: согласно европейским нормам, при расчете снаряженного транспорта масса водителя составляет 75 кг.

Домкрат

Высота подхвата — это минимальная высота домкрата в сложенном виде. Измеряется от низа основания до верхнего обреза. Высота подхвата зависит от клиренса (дорожного просвета) вашего авто. Сложнее всего подобрать домкрат для низких подвесок до 150 мм, проще всего к внедорожникам с высоким клиренсом.

И помните, если ошибиться даже на несколько сантиметров в одну или другую сторону, использовать домкрат будет проблематично. Придется искать подкладки или рыть ямки!

Высота подъема — это максимальная рабочая высота, на которую поднимается домкрат. Здесь важно, чтобы колесо легко снималось и ставилось, когда домкрат выкручен до предела.

30–50 см — это оптимальная высота подъема для большого числа бытовых нужд: замена колеса, подъем строительных блоков или других материалов и т.д. На отечественном рынке наибольший выбор домкратов именно с высотой подъема до 50 см.

Ход штока — это разница между высотой подъема и высотой подхвата. Считается, что чем длиннее шток, тем проще и легче работать с домкратом. Также на удобстве сказывается плавность его хода.

Реже обращают внимание на вес. Наибольшим обладают подкатные типы и могут достигать 120 кг. Остальные не превышают 20 кг, что удобно для ручного использования.

Лайфхак: чтобы определить необходимую высоту подхвата для своего авто, спустите с одной стороны два колеса и замерьте расстояние от земли до днища (порога). Полученный результат будет искомой величиной. Но прежде чем проводить эти манипуляции, изучите техническую документацию на авто. Скорее всего, там есть то, что вам нужно!

Выводы

Домкрат-вывод

Для того, чтобы выбрать «идеальный» домкрат, необходимо:

  • 1. Определиться с типом. По конструкции домкраты делятся на бутылочные, подкатные, реечные и т.д. У каждого типа есть свои особенности и эксплуатационные характеристики. Одни подойдут для владельцев городских авто, другие — для хозяев внедорожников, третьи — для низких «паркетников» и т.д.
  • 2. Ознакомиться с особенностями подъемных механизмов (приводов). Механические бюджетны, но трудозатратны. Гидравлические поднимут большой груз при малом мышечном усилии. Пневматические почти самостоятельны. Комбинированные — находка для спецов в автомастерских.
  • 3. Прикинуть основные характеристики. Их несколько: грузоподъемность, вес, высотные характеристики подъема и подхвата, ход штока. Как правило, для среднестатистического авто понадобится домкрат с грузоподъемностью до 2 тонн, подхватом в 150 мм, подъемом 300–500 мм.

Теперь вы знаете все, что нужно, чтобы выбрать надежный и недорогой домкрат. Удачных и выгодных покупок!

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 2